Человек эпохи

О жизни Ивана Ивановича Федунца до приезда в 1950 году в Узловую известно достаточно много. Напомним, что он родился 15 марта 1914 г., в, деревне Верх-Ачинск, Тугучинский район Новосибирской области.

 


Работать начал в шахте с 16 лет... «Потом, когда кончил техникум, – рассказал он писателю Н. Смирнову, - опять в шахту. ... Нелегок труд горняцкий, ой нелегок! У меня еще тогда обида зародилась на заводских работников, на ученых. Что же они, думал, не создадут таких машин, чтобы все работы под землей механизировать? Неужели мы лучше заграничных не сделаем? Ведь там, бывало, машины нарочно тяжелее делали, чтобы золота с нас побольше выжать. У нас потом такие же выпускали намного легче, а работали они не хуже зарубежных.


Шахта имени Ворошилова, на которую Федунец пришел работать, принадлежала тресту «Прокопьевскуголь». Еще в 1939 году, когда служил в армии, он стал кандидатом в члены КПСС, а приняли его в партию уже когда началась война – в августе 1941 года.
На фронт, правда, не отпустили, и в ноябре 1941 года назначили директором эвакуированного из Донбасса машзавода, получившего статус сначала Центральных электромеханических мастерских треста «Прокопьевскуголь», затем Прокопьевского механического завода. Главной его продукцией стали корпуса для мин.
Ну а Федунец действительно трудился так, словно это и была его передовая, да, собственно, так оно и было. О чем свидетельствуют его награды того времени: за выполнение спецзадания по выпуску боеприпасов 14 апреля 1942 г. награжден медалью «За трудовое отличие». В сентябре 1943 года Иван Иванович награжден орденом «Знак Почёта» за выполнение плана по боеприпасам. В 1946 году - медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», в 1948 году – медалью «За трудовое отличие», в 1949 – значком «Отличник социалистического соревнования Министерства угольной промышленности СССР».
В Прокопьевске и по сей день на заводе висит табличка, извещающая о том, что первым директором этого завода был Иван Иванович Федунец. Здесь, в этом городе, в 1946 году он стал депутатом городского совета, членом горкома и райкома КПСС.
В 1950 году Ивана Ивановича вызвали в Москву и предложили возглавить строящийся Узловский машиностроительный завод, и он согласился. Когда появился Федунец, заводу включили в план производства серийные машины – ручные пятитонные лебедки и передвижные строительные бункера, опытные – бетонорастворные агрегаты и помольные установки для шлакоцемента из горелых пород. Намного возрос и план выпуска металлоконструкций. Они направлялись и в шахты, и на строительство новых шахт, брикетных и обогатительных фабрик, теплоэлектростанций.
Одним из первых видов продукции, на долгие годы ставшим одним из основных на заводе, стали ленточные конвейеры. Первый транспортёр «Ленинец» был изготовлен ещё в 1951 году, и уже за последующие два года их было выпущено более 1000 штук.
В 1952 году справились с выполнением плана по номенклатуре всех изделий. В серийный выпуск вошли электрокранбалки разной грузоподъемности и для разных пролетов, электрофильтры для брикетных и обогатительных фабрик, путеподъемники для ремонта железнодорожных путей и контейнерное оборудование новой конструкции для кирпича и шлакоблоков, канализационные люки. Потом стали выпускать и более сложную продукцию: двухбарабанные лебедки, шахтные вагонетки, бетоноукладчики, бетономешалки, проходческие лебедки, вибрационные мельницы, пятитонные козловые краны, необходимые при работе грейфером. А за ними ленточные конвейеры для транспортировки угля и породы, удлиненные ленточные перегружатели для погрузки угля и породы в вагонетки при ведении горных выработок, тележки на фермы мостового крана, редукторы ЦДШ-500 для конвейеров, установленных на поверхности шахт и на обогатительных фабриках...
Завод стал набирать мощь, становился многопрофильным. Ему присуждались первые премии и переходящие Красные знамена Совета министров РСФСР и ВЦСПС. За успехи в развитии угольной промышленности в годы пятой пятилетки Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1957 года орденом Трудового Красного знамени были награждены электросварщик С. И. Зайцев, начальник цеха И. И. Костиков, главный инженер И. Е. Лактионов, директор завода И. И. Федунец. Орден «Знак почета» получили главный конструктор П. И. Бурцев и токарь В. Г. Никифоров. В истории Узловского завода ордена и медали за свой труд получат несколько сотен рабочих и служащих, но самыми первыми были именно они. Как признание первых успехов всего большого предприятия...
В 1958 году завод освоил производство ленточных конвейеров с шириной ленты от 500 до 1400 мм, консольно-козловых кранов 7,5 и 10 тонн, проходческого щита (ОПЩМ-4), механизирующего все операции при проходке горных выработок. Консольно-козловой кран ККУ-7,5 демонстрировался на Всесоюзной промышленной выставке, за его разработку и освоение завод был награжден дипломом второй степени.
На работу в Узловую ехали люди со всего Советского Союза! Началось бурное строительство жилья. Поселок машзавода развивался чрезвычайно быстро. После первых двухэтажных домиков, о которых уже упоминалось, началось строительство жилья на улицах Центральная и Трудовых резервов. В 1949 году появилось новое здание школы №7. Дома, правда, были еще без привычных сегодня удобств. Не было ни воды, ни канализации, ни отопления. За водой надо было ходить за полтора километра или дожидаться, когда ее привезут специальные машины с цистернами. Но и такому люди были чрезвычайно рады.
Только за первые десять лет при Федунце было построено 33 тысячи квадратных метров жилья, где получили квартиры шесть тысяч работников завода.
Строился завод, строилось жилье, строились социальные объекты, без которых невозможно представить жизнь города. Так появились средняя школа, техникум, горнопромышленная и музыкальная школы, два детских сада и ясли, поликлиника, больница, аптека, гостиница, столовая, ресторан, четыре магазина, почтовое отделение госбанка, швейная и сапожная мастерские, баня, прачечная, парк культуры и отдыха. В декабре 1957 года открылся Дом Культуры машиностроителей.
В 1949 года открылось горнопромышленное училище №2, созданное на основании Постановления Совета Министров СССР. В учебных мастерских, построенных вместе с общежитием, был организован один из цехов машзавода, где учащиеся изготовляли поршневые кольца для московского автозавода. Вечерний горно-машиностроительный техникум открылся в 1957 году, Вечерний факультет филиала Тульского механического института начал работать в Узловой в 1959 году, в 1961 году при заводе открылся заочный политехнический институт с вечерним посещением. Летом 1956 года завод удостоился чести выставить кран КК-5 как экспонат на Московской выставке новой строительной техники при ВСХВ (так называлась тогда ВДНХ). Кран пользовался большим вниманием, особенно у делегаций зарубежных специалистов из ГДР, ФРГ, Венгрии, Китая и других стран. Федунец требовал отчёта о результатах мероприятия, смотрел журнал с отзывами специалистов.
Уголь с помощью узловских механизированные комплексов добывали в Югославии, Чехословакии, Болгарии, Румынии, Венгрии, Польши, Кореи. В эти страны было поставлено 109 комплексов, 57 – в одну только Чехословакию. Продукция завода идёт также в 30 областей и республик Советского Союза.
Девятого июля 1966 года «за выдающиеся заслуги в выполнении заданий семилетнего плана и достижение высоких технико-экономических показателей в работе» президиум Верховного Совета СССР присвоил звание героя социалистического труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот» группе работников предприятий машиностроения, в числе которых был и Иван Иванович Федунец. В 1971 году успех праздновал весь коллектив завода. За досрочное выполнение коллективом предприятия заданий пятилетнего плана по выпуску высокопроизводительной горной и подъемно-транспортной техники и осуществление комплексной механизации производства предприятие было награждено орденом Трудового Красного знамени.
Такого почёта и уважения он удостоен всей своей жизнью и работой на благо народа и советского государства. Производственную работу Федунец умело совмещал с общественной деятельностью. Начиная с 1966 года Иван Иванович избирался депутатом Верховного Совета СССР.
Сладилось все и в личной жизни. Любимая жена Катя, трое детей, у которых судьба потом сложилась вполне успешно. Дочь Нина заведовала кафедрой в Тульском политехническом институте, доктор наук, академик. Сын Борис был заведующим факультетом Московского горного института. Младший – Иван, занимался научными разработками, пять лет был послом в Словении. Два его внука – кандидаты наук.

 

О Федунце до сих пор вспоминают и любят говорить на заводе. Поэтому недостатка в многочисленных историях о нем нет. Конечно, это был человек закваски сталинской эпохи. Дисциплина, которая, по всем воспоминаниям, была железной. Когда Федунец выходил на осмотр завода, весть об этом тут же распространялась из цеха в цех, и начальник цеха встречал его уже у входа....
Иван Иванович Федунец скончался 31 мая 1972 года в 8 часов 40 минут. Гроб с его телом несли на руках до самого кладбища.
А через очень короткий срок Совет министров РСФСР присвоил заводу имя Федунца. В тексте постановления говорилось: «Принять предложение министерства о присвоении имени И. И. Федунца Узловскому машиностроительному заводу и впредь именовать его Узловский машиностроительный завод имени И. И. Федунца».
Иван Иванович Почётный гражданин города Узловая.
Генеральный директор Узловского машиностроительного завода Иван Иванович Федунец был великим не только в масштабах нашего города, но и всей страны. Именно он, своим прозорливым умом смотрел на десятки лет вперёд, подбирая команду единомышленников, грамотных специалистов и квалифицированных рабочих, чтобы добиться результатов, о которых в шестидесятые годы говорила вся страна. Это его умом и старанием были построены огромные корпуса, в которых разместилось производство горно-шахтного и подъёмно-транспортного оборудования, созданы и оснащены лаборатории, контроль качества выпускаемой продукции был одним из главных критериев предприятия. И после него, уже более 40 лет, дети заводчан 60-70-х годов работают в корпусах, построенных Иваном Ивановичем, живут в домах, построенных для машиностроителей в прежние годы. Всё создано им на века. Память о нём будет жить вечно!

Наш адрес: 


ООО "Торговый дом УМЗ"

   

Email: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Телефон/факс: +7(4872)740324

Телефон/факс: +7(499)7034708

 


Посмотреть на карте